Ваша компания
ГлавнаяСведения об образовательной организацииРодителямКраевой проект "Читаем вместе""Живая" лабораторияЦентр инновационного опытаНаши успехи и достижения
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин (Регистрация)

Пароль (Забыли?)

Облако тегов

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Статьи и рекомендации

Консультация для родителей «Наши пальчики играли» Подготовила: Кайгородова Е.Н., воспитатель I квалификационной категории

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредствам речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Ребёнок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев- неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речи развиваются параллельно.Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряжённые, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», - старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу – непосредственно задача родителей и педагогов. Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки.Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребёнок сможет повторять её где угодно: дома, в транспорте, на прогулке. Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде или самолёте. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время. -Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры. -Играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры. -Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка? И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (Безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой - голова). При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: а. Игры без предметов. б. Игры с предметами. в. Игры с использованием атрибутики. Варианты упражнений • Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации. • Обрывание листа бумаги. Это работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребёнку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные). • Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребёнок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернёт салфетку, то увидит кружевной узор. • Попросите ребёнка помочь вам собрать бусинки. Пусть он опускает их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определённом порядке, чередуя по форме , цвету или величине. • Предложите ребёнку скатать шарики из пластилина. Затем-расплющить шарики в лепёшки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Можно вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок, змею с пятнышками из пластилина другого цвета. • С вашей помощью ребёнок может «соткать» маленький коврик из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы на расстоянии 1.5 см, затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочерёдно сверху и снизу. • «Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Ребёнок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы. • Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребёнка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочерёдно сгибать и разгибать каждый палец). • Игры на выкладывание узора (Со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох) ). • Рисование по шаблону. • Штриховка. • Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребёнка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребёнок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки. • Раскрашивание. • Мозаика. • Складывание разрезных картинок. • «Сложи картинки из геометрических фигурок». • Пальчиковый театр, теневой театр. • Оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги). • Ниткопись (выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения) и т. д.